Ученые: высокие люди лучше оценивают расстояния, чем коротышки - РИА Новости, 01.09.2016

Ученые: высокие люди лучше оценивают расстояния, чем коротышки

© AFP 2024 / Andrew CowieСамый низкий человек в мире Чандра Бахадур Данги и самый высокий человек в мире Султан Косен
Китайские ученые совершили неожиданное открытие – они выяснили, что высокие люди умеют лучше определять расстояние до близких к нам предметов даже в тех случаях, когда они сидят, а низкие люди – стоят.

МОСКВА, 1 сен – РИА Новости. Китайские ученые совершили неожиданное открытие – они выяснили, что высокие люди умеют лучше определять расстояние до близких к нам предметов даже в тех случаях, когда они сидят, а низкие люди – стоят, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Относительно недавно ученые начали интересоваться тем, как высокий или низкий рост человека влияют на его здоровье, умственные способности и физические навыки. К примеру, в 2011 году они выяснили, что высокие женщины чаще страдают от рака, а высокие политики – чаще становятся избранными, чем низкие люди. Кроме того, молекулярные биологи обнаружили ряд генов, определяющих рост человека и связанных с предрасположенностью к разным болезням.

Лю Чжоу (Liu Zhou) из университета Восточного Китая в Шанхае и его коллеги раскрыли еще одно необычное различие в работе организма у высоких и низких людей, наблюдая за тем, как несколько добровольцев пытались определить расстояние до мячика от пинг-понга, который ученые подвешивали на веревочке в нескольких метрах от их головы.

Периодически ученые меняли освещение в комнате, приглушая свет или включая красные или синие светодиоды для усложнения этой задачи, или вообще отключая свет и включая его на пару секунд перед тем, как участник эксперимента должен был определить расстояние до шарика.

Девушки
Ученые считают, что высокие женщины больше рискуют заболеть раком

Анализируя результаты этих опытов, Чжоу и его коллеги натолкнулись на необычную вещь – оказалось, что при достаточно больших расстояниях, превышающих три метра, высокие люди справлялись с этой задачей заметно лучше, чем низкие участники эксперимента. Что интересно, этот разрыв существовал, хотя и в менее выраженном виде, даже тогда, когда ученые или усаживали высоких людей на стулья, или заставляли коротышек вставать на стул.

С чем может быть связано это необычное различие между людьми разного роста, и почему оно сохраняется даже тогда, когда их рост уравнивается? Как полагают ученые, подобное "суперзрение" у высоких людей является продуктом эволюции и одной из причин того, почему средний рост человека постоянно рос по мере развития нашего вида.

Дело в том, что наши глаза воспринимают окружающую среду не в трехмерном виде, как мы ее представляем себе, а в виде двух плоских "картинок", которые обрабатываются нашим мозгом и приводятся в некое подобие 3D-картинки, расстояние до предметов на которой можно легко и однозначно вычислить.

Лаборатория, архивное фото
Генетики научились вычислять высоких людей по ДНК

Из-за недостаточно высокой глубины зрения, точное вычисление расстояния на этой трехмерной картинке возможно только для небольших дистанций, примерно в 1-2 метра, и на более далеких дистанциях наш мозг начинает "жульничать", вычисляя расстояние не по реальной картинке, а используя данные и опыт, накопленные в ходе всей жизни человека, внутреннюю "карту местности" и статистические расчеты.

Качество этой карты и расчетов, как считают Чжоу и его коллеги, зависит от роста человека – чем выше расположены наши глаза, тем больше угол между линией зрения и наблюдаемым объектом, и тем меньше будут искажения при определении расстояния. Это, по мнению ученых, может объяснять то, почему люди становились выше по мере эволюции – острое зрение у более особей наших предков помогало им лучше находить пищу и избегать опасностей, особенно ночью.